ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДЖУНГАР
Бобров Л.А.
Вооружение и комплектование.
Вплоть до последней четверти XVII в. система вооружения и комплектования джунгарских армий мало отличалась от восточномонгольских аналогов. Серьезные изменения произошли в 80-е годы и были связаны с широким внедрением ручного огнестрельного оружия в ойратской армии. По всей видимости, это было связано с тем, что джунгарские правители во время серии ойрато-казахо-бухарских войн смогли наглядно убедиться в эффективности действий пехоты, вооруженной ружьями и занимающей укрепленные позиции. Сам факт применения кочевниками огнестрельного оружия неудивителен, поражает размах перевооружения. Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с «огненным боем». Последнее при общей численности джунгарской армии в 30-40 тыс. человек маловероятно, но сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. В начале XVIII в. ружья и пищали стали производиться и в самой Ойратии, но в XVII веке основным экспортером этого вида вооружения, по сведениям русских осведомителей, были среднеазиатские государства. Бухарские купцы были также посредниками и в контрабанде огнестрельного оружия из России в Джунгарию. Причем вплоть до начала 80-х в степи отправлялось возов по 30 и больше с ружьями и порохом и свинцом. Судя по маньчжурским миниатюрам, ойратские мушкетеры не носили доспехов и не были способны вести рукопашный бой, поэтому в сражении их прикрывали воины с копьями и пиками.
Кроме стрелков из огнестрельного оружия (передвигавшихся на лошадях и спешивавшихся на поле боя) в состав армии входили конные стрелки из лука, а также латники, вооруженные древковым и клинковым оружием. Помимо самих ойратов в составе войск Галдана Бошокту-хана числились отряды данников и союзников Джунгарии: кыргызов, бухарцев, халхассов.
Тактика.
Непрекращающиеся войны, которые вела Джунгария, предопределили гибкость тактики ойратов. И если на Западе колмаки сделали ставку на быстрые рейды своей латной конницы, то на Востоке, где им противостояли более многочисленные и лучше вооруженные отряды империи Цин, джунгары предпочитали вести оборонительные бои и добиваться победы в контратаках.
На поле боя ойраты выстраивались в две линии, так чтобы фланги были выдвинуты в сторону противника и прикрыты болотом, лесом или горами. В первую линию боевого порядка становились мушкетеры и, возможно, копейщики. Их позиции джунгарские полководцы пытались прикрыть либо естественными складками местности, либо плетеным тыном. В случае если противник нападал на армию джунгар внезапно живым щитом , для прикрытия стрелков могли выступать стада крупного рогатого скота. Плотность огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать Галдана в пехотных колоннах.Основной задачей стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги. Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на огнестрельную пехоту, широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке, но была совершенно неизвестна на степных просторах к востоку от Алтайских гор. Именно она стала последней стадией развития военного искусства кочевников. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхассами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучшей армией Дальнего Востока регулярными войсками империи Цин. Причину поражения джунгар в войне 1688-1697 г.г. следует искать не на поле боя (где джунгарская армия показала себя почти безупречно), а в стратегических просчетах ойратских полководцев.
Таким образом, можно констатировать, что основное отличие военного искусства кочевников Ойратии от Восточной Монголии заключалось в том, что для первых огнестрельное оружие стало основой ведения сражения, а для вторых лишь одной из многих форм дистанционного боя. Это во многом предопределило военное поражение Халхи, приведшее к ликвидации ее национальной независимости и, как следствие, к завершению развития ее военного искусства как самостоятельного военно-исторического феномена, в то время как джунгарская армия продолжала развиваться по пути возрастания значимости огнестрельного оружия, его производства в степных условиях и создания собственной артиллерии.
