✅ Клинок небесного дождя
Произведение искусства раннего средневековья, образец высокой технологии своего времени, и притом — наиболее совершенное для той эпохи оружие.
Такое сочетание можно встретить лишь в редких образцах. Но этот клинок трудно назвать даже редким. Возможно, он просто единственный. Речь идёт о сабле, возраст которой, по заключению экспертов, — 1.000-1.500 лет. Это один из древнейших вариантов сабли, как таковой, и притом, можно сказать, чудесной сохранности. Известно, что первые сабли появились вслед за созданием седла и железных стремян в середине 1-го тысячелетия нашей эры, как более эффективное, по сравнению с прямым обоюдоострым мечом, клинковое оружие для боя в конном строю. Главные его особенности — рукоять, слегка отогнутая к лезвию и изогнутый клинок. Благодаря этому сабля в момент удара не образует тупого угла с вытянутой рукой, а становится её прямым продолжением, причём изгиб обеспечивает рубяще-режущее действие: удар получается скользящим и захватывает большую поверхность. Так вот — данный образец относится к самым первым, наиболее древним вариантам сабель. По сути, это даже ещё переходная форма, сохранившая ряд признаков прямого обоюдоострого меча, прежде всего – ромбовидное сечение лезвия с хорошо развитыми гранями и толщиной в центре до 5,5 мм.
Однако отогнутая рукоятка, а также небольшой изгиб рабочей поверхности лезвия и прогиб его спинки — 4 мм от прямой линии — позволяют классифицировать этот образец как саблю. Общая её длина — 795 мм, длина лезвия до перекрестия — 717 мм, ширина — 30 мм. Особое впечатление производит эллипсовидной формы перекрестие сабли — очень точной, изящной работы, длиной 105 мм. Такое сочетание внешних форм и пропорций соответствует описанию оружия древних тюрков у известного историка Л.Н.Гумилёва в книге «Древние тюрки»: «это сабли с малым изгибом и массивным в сечении ромбовидным клинком». Археолог Алексей Алексеевич Чариков, первым изучивший находку, даже не имея о ней никакой предварительной информации, уверенно заключил: да, это сабля древних тюрков, сделанная примерно в VI в. н.э (далее все даты относятся к нашей эре). А.А.Чариков много лет работал на раскопках в Западном Алтае и не раз видел подобные клинки (точнее, то, что от них обычно остается) во время раскопок курганов, датированных по различным признакам именно этим веком — веком выхода тюркских племён «на широкую историческую арену». Но об этом позже.
Совершенная в своей простоте, «лаконичная» конструкция сабли говорит о её надежности и предельной функциональности, рассчитанной на многократное боевое применение в отрыве от центров производства, в условиях многомесячных, а зачастую и многолетних походов. Первый же взгляд на это оружие вызвал восхищенный возглас: «какая простая, но мощная работа!». Уникальна и сохранность этого образца, просто невероятная для возраста 1.000 - 1.500 лет. По мнению археологов, в своё время сабля попала в погребальный костёр, ножны и рукоять сгорели, а на поверхности стали образовалась тончайшая оксидная пленка, препятствующая дальнейшему ржавлению. К тому же на протяжении столетии оружие, судя по всему, оставалось в поверхностных горизонтах, не подвергаясь разрушительному действию почвенных солей и кислот. Клинки сходного возраста, найденные в более глубоких слоях, например, в курганах, имеют гораздо худшее состояние. По сути, это просто слоеные полосы ржавчины — но и они, тем не менее, бережно хранятся в музеях.
Клинок небесного дождя... Клинок из качественной стали был всем для средневекового воина: и первой гордостью и последней надеждой. Стоимость хорошего меча, сабли доходила до цены боевого слона или целых табунов коней. (Поэтому, кстати, не выдерживают критики современные киноверсии тогдашних схваток на мечах— впрочем, как и большинство исторических фильмов с применением оружия. В сражении воин парировал удар противника щитом, и лишь в крайнем случае, вне поля боя, в отсутствии полной экипировки, удар отражался клинком.) И главную долю стоимости, её абсолютную величину, составляло не украшение золотом и драгоценными камнями, а качество стали клинка.
Хорошо сохранившееся средневековое холодное оружие происходит в основном из арсеналов феодальных замков и крепостей. Но это характерно для Европы или Японии. У кочевых племён, и даже в возникших на их территориях государствах, не было подобных хранилищ. Все наличные клинки были всегда готовы к бою и использовались до конца, даже обломки переделывались в ножи и другой мелкий инструмент. Исключение составляло лишь оружие, захороненное с его владельцами в курганах или погребальных кострах. Обычно подобные погребения с богатой утварью устраивали для военачальников и вождей, так что качество захороненных в них клинков было изначально высоким. Но извлеченное из курганов в наше время, оружие кочевых народов, представленное в музеях, имеет, в основном, неважное состояние.
Таким образом, представленная здесь сабля отличается превосходной для своего возраста сохранностью, редким происхождением и, соответственно, – исключительной исторической и коллекционной ценностью. Сама история обретения уникального клинка до конца неясна. По имеющимся данным, его случайно нашли местные жители в предгорьях западного Алтая, в так называемой Долине мёртвых — самом большом скоплении курганов и остатков погребальных костров этого региона. Точное время находки тоже неизвестно, скорее всего это XVIII-XIX в., после чего сабля хранилась в семьях сибирских казаков, и лишь совсем недавно стала доступна для научного исследования и описания. Уже в наше время лезвие и перекрестие подверглись расчистке, то есть был удалён тончайший слой патины, защищавшей сталь на протяжении столетий и сохранивший её структуру и свойства. В итоге сабля дошла через века до наших дней не просто сохранившейся, но полностью работоспособной. И, кстати, по этой причине судьба уготовила ей, после испытания временем, новые испытания боем. Люди, не имевшие представления, что нашли настоящее сокровище, использовали её в самых утилитарных целях — для тренировок в фехтовании, приделав к ней простую деревянную рукоять. И в своём последнем «сражении» в конце 20 века — уже не на поле боя, а в спортивном зале — древняя сабля превратила в металлолом, полностью иззубрив, тяжёлый японский меч из закалённой стали...
Всё это — один из примеров того, как легко могут исчезнуть (и часто исчезают!) величайшие ценности мировой культуры. С другой стороны, здесь с полной наглядностью проявились удивительные качества оружия древних мастеров. Что же это были за мастера?
В раннем средневековье в Южной Сибири — в районе Алтая и Саян — существовал мощный центр добычи и обработки железа с высочайшим, по тому времени, уровнем технологии, превосходившим соседний Китай и другие центры цивилизации. Например, по данным археологии, косая насечка напильников для обработки металлов, используемая и в наше время, была известна здесь ещё в I в., тогда как в Западной Европе она появилась только в XV в. Здесь изготавливали напильники для обработки ювелирных изделий с насечкой в 3-4 борозды на 1 мм. Древние мастера в этом регионе знали технологию порошковой металлургии. Они делали оружие из литого булата, технология которого ныне полностью утрачена. Чтобы придать клинку взаимоисключающие свойства — твёрдость и вязкость, остроту и гибкость, сталь должна быть неоднородной по химическому составу и структуре. В более известном сварном булате неоднородность достигалась путём соединения железа и других компонентов с помощью кузнечной сварки и последующей проковки, поэтому для него характерна многослойность, придающая стали особый узор. Литой булат также изготавливался из железа с различными добавками, но здесь они соединялись в ходе плавки в одном тигле. Такую плавку мог сделать только очень опытный мастер, применявший особую технологию. В сравнении со сварным, технология литого булата более сложна, но и более эффективна.
Об удивительном мастерстве оружейников древнего Алтая, об их знаниях свойств стали, говорит одно из преданий. В первые века нашей эры в свой роковой путь на Запад двинулись орды гуннов, порабощая и уничтожая встречающиеся на их пути племена и народы. В горах Алтая завоеватели встретились с воинами, не умеющими отступать, предпочитавшими гибель поражению. Это были немногочисленные, но превосходно вооруженные отряды светловолосых и светлокожих людей — вполне вероятно, остатки восточной ветви древних ариев. Наступательный порыв и численность были на стороне врагов. И в неравных сражениях с ними таяли отряды ариев. Но тяжёлые потери несли и гунны. Поняв, что им не удастся покорить этот народ, они предложили мир на условии, что мастера Алтая изготовят для них в качестве дани партию своих клинков — лучших во всём известном им обитаемом мире.
Горное племя встало перед выбором: полностью погибнуть или получить необходимую передышку, но — дав врагу оружие, которое вскоре, несомненно, обернётся против них. И защитников Алтая спасли их мастера. Они добавили во «вражеские» клинки компоненты, разрушающие структуру стали через год после изготовления.
К условленному времени дань была готова. За ней прибыли гунны, однако их вождь усомнился в качестве оружия. Тогда один из оружейников взял первый попавшийся клинок и предложил испытать его в деле. После короткого боя меч вождя полностью вышел из строя, а у алтайского мастера получил лишь небольшие зазубрины. Но всесокрушающая сталь несла в себе гены саморазрушения...
Проходили века, менялся облик обитателей Южной Сибири, но неизменно высоким оставался уровень мастерства его оружейников. Недаром на Алтае и в Саянах остались многочисленные следы и железорудных выработок и печей для плавки металла.
И уже не из легенд и преданий, а из летописей, исследований историков и археологов известно, что племена древних тюрков, изначально обитавшие именно на Алтае, в первые века нашей эры платили дань своим более сильным в то время соседям — жужаням — и активно торговали изделиями из железа, в первую очередь оружием. Вместе с шелком из Китая, на запад, по Великому Шёлковому Пути караваны везли клинки из Южной Сибири. В этой связи надо подчеркнуть, что в те времена не было ещё такого понятия — «дамасская сталь». Хорошие клинки в Сирии и Аравии VI в. были привозными — восточного происхождения. В жизнеописаниях пророка Мухаммеда говорится, что он сам и его соратники были вооружены клинками, подобными представленной здесь сибирской сабле.
Есть свидетельства связей и в прямо противоположном направлении. При археологических раскопках в Южной Сибири в культурных слоях раннего средневековья не раз находили бронзовые зеркала и другие предметы японского производства — убедительные свидетельства взаимных контактов этого региона со Страной восходящего солнца. И в свете сказанного вполне обосновано предположение, что технология производства клинкового оружия пришла в Японию той эпохи именно из Сибири, причём секреты её были «похищены» не полностью — ведь японцы так и не достигли уровня тамошних мастеров.
#Turk_Eli
#Клинок
#Тюркское_оружие
#Тюркские_оружейники